Сегодня мы выкладываем третью часть мифов про Крестовые походы. Вообще изначально мы думали, что их будет всего три, а оказалось — надо делать минимум четыре. В общем, вот первая часть, вот вторая, а сегодня — третья. Читаем.
Миф 8. Крестоносцы искали не Спасения, а наживы
Циники и авантюристы в армии по понятным психологическим и социальным причинам были всегда. Но встречались и совсем другие люди, которых позвали в дорогу более высокие мотивы. Именно их присутствие в войске воодушевляло остальных и давало им силы побеждать.
Если разобраться, средневековое общество было насквозь пропитано религиозной идеей, а посему неважно, верим ли мы в нее, главное — наши предки в нее верили и поступали сообразно своему мироощущению. Поэтому для многих воинов Крестовые походы были единственной возможностью искупить свои тяжкие грехи и послужить Богу.
Изучив биографии крестоносцев поглубже, можно узнать интересные подробности о том, что же еще вело их в Святую Землю.
Вот, к примеру, история Стефана II, графа де Блуа, который был одним из руководителей Первого крестового похода. Это был очень богатый и влиятельный человек. Удачным был и его брак — он женился на Адели Нормандской, которая была дочерью Вильгельма Завоевателя. У супругов родилось, по крайней мере, двенадцать детей.
Стефан отправился в поход в составе войск Северной Франции, но тяготы и лишения похода сломили его волю. До Иерусалима граф так и не добрался. Он дезертировал.
Когда рыцарь вернулся на родину, то супруга стала упрекать его в трусости и невыполнении христианского долга. И тогда Стефан вновь отправился на Восток. Он принял участие в крестовом походе 1101 года, целью которого было освобождение из сельджукского плена Боэмунда Тарентского. Напомним, что этот человек являлся князем Антиохии и считался одним из самых прославленных командиров крестоносцев.
Увы, поход закончился полным разгромом крестоносцев. Выживший Стефан отправился в Иерусалимское королевство ко двору короля Балдуина I, но через некоторое время, 19 мая 1102 года, погиб в битве при Рамле.
Другая история не менее драматична.
Однажды Одебер, граф де ла Марш, застал свою жену с рыцарем-любовником. В гневе он убил его и прогнал жену. Прелюбодейка вскоре умерла, дети осиротели, а граф де Ла Марш уехал в Святую Землю.
(Его отъезд не был в рамках крестового похода — в те времена тысячи людей уходили в паломничество просто так, в промежутках между крупными экспедициями. )
Возвратившись обратно, Одебер отдал свои владения королю Англии Генриху II Плантагенету и ушел в монастырь.
Разумеется, оба этих случая всего лишь частные эпизоды. Но именно множество частных эпизодов и вели людей в Святую Землю.
В связи с этим мифом вспоминаются слова английского писателя и журналиста Г.К. Честертона: «Тот факт, что люди перестали верить в Бога, еще не значит, что они больше не верят ни во что. Наоборот, теперь люди верят всему».
Миф 9. Крестовые походы — ширма для геноцида евреев
Что же касается еврейских погромов, в которых часто обвиняют крестоносцев, то и они тоже происходили в основном вопреки желанию их лидеров — как военных так и духовных.
Их постоянное повторение свидетельствовало скорее о слабости власти, не способной поддержать порядок, чем о злом умысле элиты.
Неоднократно евреев громили не по пути в Иерусалим, а на территории Европы, еще только при снаряжении походов. Например, так случилось в Лондоне при подготовке Третьего крестового похода.
Тогда власти запретили иудеям выходить из своего квартала во избежание всяких эксцесов, но те не послушались: решили устроить торжественное шествие и поучаствовать в празднике.
Кончилось дело плохо. Процессию избили, ограбили и пошли громить еврейский квартал. Стража беспорядки пресекла, но, естественно, слишком поздно.
Активное участие в гонениях принимало сочувствующее местное население, находившее удобный повод для выплеска юдофобии, которая была связана с восприятием евреев как народа, распявшего Спасителя. Ну и с экономическими причинами тоже.
Люди старались избавиться от торговых конкурентов и ростовщиков, а также просто ограбить беззащитных. Ужасные погромы «народного» крестового похода, когда в Святую Землю отправилось до 300 тысяч человек, включая женщин и детей, никто не отрицает.
Однако порой забывают, что эти банды нищих полуголодных вооруженных маргиналов почти в каждой местности встречали пусть и бесплодные, но попытки отпора со стороны светских и, в еще большей степени, церковных властей.
Так, в городе Майнце местный епископ спрятал евреев на своем подворье. Но это не помогло: граф Эмихо Лейнингенский со своим отрядом взял дом штурмом. По сообщениям хронистов погибло около семисот человек, включая женщин и детей.
Погромов не было в соседней с Германией Венгрии. Король Каломан поступил просто: перекрыл границу – закрыл крепости и мосты на Дунае и не пустил бесчинствующие толпы на свою территорию.
Главные идеологи и вдохновители крестоносного движения резко и недвусмысленно выступали против подобного насилия. И прежде всего это Бернар, аббат монастыря в Клерво. Верующим он больше известен как святой Бернар Клервосский, а атеистам — как вдохновитель Второго крестового похода и составитель устава ордена тамплиеров.
Вот его слова из проповеди накануне Второго крестового похода: «Спросите любого, кто знает Святое Писание, что говорится о евреях в Псалмах. «Не о гибели их молюсь я». Евреи для нас — живые слова Писания, которые всякий раз напоминают нам о тех страданиях, которые перенес Господь… Под властью христианских князей терпят они тяжкое рабство, но «ждут лишь срока своего освобождения»».
Миф 10. Мусульмане лишь страдали под пятой христиан
Крестоносцев долго разбирать не будем. По-разному бывало. Например, некоторые тамплиеры — иначе говоря, католические воины-монахи — дружили с мусульманами и даже позволяли им молиться в захваченных ими мечетях. Этот любопытный эпизод описывает Усама-ибн-Мункыз в своей «Книге Назидания»:
«Вот пример грубости франков, да обезобразит их Аллах. Однажды, когда я посетил Иерусалим, я вошел в мечеть аль-Акса. Около нее была еще мечеть, маленькая, в которой франки устроили церковь. Когда я заходил в мечеть, а там жили храмовники — мои друзья,— они предоставляли мне маленькую мечеть, чтобы я в ней молился.
Однажды я вошел туда, произнес «Аллах велик» и начал молиться на юг, в сторону Мекки.
Тогда один франк бросился ко мне и, схватив, развернул лицом к востоку, крикнув: «Молись так!» К нему бросилось несколько храмовников и оттащили его от меня, и я снова вернулся к своей молитве.
Однако этот самый франк вырвался и снова бросился на меня. Он снова повернул меня лицом к востоку и крикнул: «Так молись!»
Храмовники опять вбежали в мечеть и снова оттащили франка. Они извинились передо мной и сказали: «Это чужеземец, он приехал на этих днях с Запада и никогда не видал, чтобы кто-нибудь молился иначе, кроме как на восток».
Следует правда заметить, что Усама был не простым человеком, а крупным «феодалом» и знатным воином, служившим Зенги, Нур-ад-Дину и Салах-ад-Дину.
Отношение же мусульман к «неверным» можно кратко описать следующим образом: немусульмане могут спокойно жить под опекой мусульманского государства. Единственное требование к ним – платить. Однако государственность «заблудших» должна быть уничтожена
Стоит подчеркнуть, что такой же подушный налог иудеи и мусульмане платили христианским правителям в государствах крестоносцев на Святой Земле, а также на Сицилии и в Испании.
Понятно, что если бы угнетение местного нехристианского населения со стороны христиан было бы велико, франки просто не смогли бы продержаться на Ближнем Востоке около двухсот лет.
Есть и свидетельства вездесущих арабских путешественников. Например, Ибн Джубайра, жившего на мусульманской территории Пиренейского полуострова, которая называлась Аль-Андалус. Он отмечает, что в XII веке мусульмане под властью франков жили лучше, чем под властью правителей-единоверцев.
Вот это знаменитое место из его «Путешествия»:
«Наш путь проходил через непрерывный ряд деревень и возделанные земли, обитатели которых были мусульманами и жили в достатке рядом с франками, при условии внесения франкам половины урожая во время его сбора и джизьи в размере одного динара и пяти киратов с головы.
Кроме этого с них ничего более не требуют, исключая небольшой налог с плодовых деревьев. Им оставлены во владение их жилища со всем добром, и во всех городах сирийского побережья, которые находятся в руках франков, царит такой же порядок.
Там все земли — деревни и села — остаются во владении мусульман.
И сердца многих из них подвергаются испытанию, когда они видят положение своих братьев в землях мусульман, когда они видят положение тех, которые ими управляют, которое по благосостоянию и дружелюбному отношению обратно их положению.
Это — одно из тягостнейших для мусульман явлений. Они возмущаются притеснениями тех своих единоверцев, которые ими управляют, и восхваляют поведение их соперников и врагов из франков, если они управляют ими, воздавая должное их справедливости».
Что же касается отношения мусульман к своим христианским соседям, то оно было разным. Все зависело от того, кто стоял у руля. Политику Саладина и его потомков можно считать довольно умеренной, тогда как захватившие у них власть мамлюкские султаны Египта действовали гораздо жестче…
Фото
- Со страницы Дмитрия Нестюка в социальной сети «ВКонтакте»
- Из Живого Журнала Игоря Виноградова
- Из социальной сети «ВКонтакте»
- Из группы » The Horns of Hattin, Рога Хаттина, קרני חטין. KJK» в социальной сети «Facebook»
- Работы фотографов Massimo Laurenzi, Howard Somerville, Noemi Du Vallon
Литература
- Crawford. P. F. Four Myths about the Crusades/ The Intercollegiate Review Volume 46, Number 1. Spring 2011.
- Hargrave J. Enough is Enough: The Crusades & The Jihad Are Not Equivalents/ The American Catholic. August 26, 2010.
- Lawrence T.E. Crusader Castles. Oxford. 1988.
- Madden. T. F. The Real History of the Crusades /Crisis Magazine. 4 April 2002
- Marshall C. Warfare in the Latin East. 1192 – 1291. Cambridge. 1992.
- Smail R.C. Crusading Warfare (1097 – 1193). Cambridge. 1956.
- Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны. СПб. 2003.
- Виллардуэн Ж. де. Взятие Константинополя. — М.: Наука, 1993.
- Ибн Джубайр. Путешествие. М. Наука. 1984.
- История крестовых походов. М. 1998.
- Клари. Р. де. Завоевание Константинополя. М. 1986.
- Контамин. Ф. Война в Средние века. СПб. 2001.
- Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М. 2001.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург. 2005.
- Лучицкая. С.И. Семья крестоносца: супружеский конфликт в начале XII века. В сб. Человек в кругу семьи: Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М. 1996. сс. 136 – 157.
- Павел Парфентьев при участии Петра Безрукова. Четвертый Крестовый поход: миф и реальность. 2009.
- Перну Р. Крестоносцы. СПб. 2001.
- Перну. Р. Ричард Львиное Сердце. М. 2000.
- Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб. 2002.
- Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. М. 2006.