Эпоху европейского Возрождения (XIV – XVII века) принято считать великим скачком вперед в культуре. Но великие умы того периода заново открыли не только античные пути возвышения человека. Они также воскресили древние эффективные способы уничтожать его.
Европейские оружейники живо откликнулись на призыв возродить классические военные ценности и теории, разбудив духов войны Древнего Рима и Греции.
Появился характерный неоклассический тип шлема, который быстро вытеснил широко применявшийся тогда шлем «салет» или «салад». Вскоре этот новый тип шлема побывал на всех европейских полях битв, которые случались в XVI веке.
Слева направо: бургиньот, Италия, 1535 год
и бургиньот кирасира, Германия или Фландрия, прибл. 1620 г.
Новый шлем, представленный в начале XVI века, имел много общих черт со своими древними предками:
- простую полуcферическую форму;
- короткий козырек для защиты лица, не препятствовавший дыханию и обзору;
- защиту для шеи;
- прикрепленные на шарнирах пластины для защиты щек.
И хотя новый шлем иногда называли «бургундским салетом», у него не так много общих черт с обтекаемыми вытянутыми формами, характерными для салета XV века. Не являясь развитием салета, новый шлем стал возрождением античных форм.
Слева направо: бургиньот, прибл. 1560-70 г.
и бургиньот, Нюрнберг, прибл. 1570 г.;
Слева направо: заостренный бургиньот, северная Италия, прибл. 1600 г.
и бургиньот, украшенный травлением, прибл. 1560 г.;
Слева направо: бургиньот, 1560 г., приписываемый Францу Гросшеделю (Franz Grosschedel) (1520-1581)
и украшенный орнаментом парадный бургиньот, Милан, прибл. 1560 г.
В англоязычном мире этот шлем известен как бургонет (burgonet). Как и с множеством других терминов в теме оружия и доспехов, произношение этого названия коварно и лингвистически несостоятельно. Однако, бургонет – словарное эталонное произношение для английского языка.
Бургонет, скорее всего, – искаженное произношение французского названия этого шлема «бургиньот» (bourguignotte). Именно это название шлема прижилось в России.
Лингвистический подход дает ассоциацию с французкой провинцией Бургундия, но и итальянские оружейники внесли немалый вклад в развитие этого типа шлема.
Определенно, бургиньот прижился не только потому, что соответствовал моде Ренессанса. Присущие конструкции преимущества – лучшие переферийный обзор и доступ воздуха без ущерба защите в критических зонах головы и шеи – просто понравились воинам Ренессанса так же, как их предшественникам античных времен.
Таким образом, бургиньот служил на всех уровнях военного общества того времени – от рыцарской пехоты до королей, включая кавалерию, где он был особенно популярен.
Но к середине 17 века морион и кабассет сменили бургиньот в пехоте. Обеспечивающий более надежную защиту бургиньот продолжал нести службу в тяжелой кавалерии, а восточно-европейский кавалерийский шлем, весьма сходный с традиционным бургиньот – применялся как минимум до середины века.
Конструкция
Слева направо: бургиньот, Франция, прибл. 1555/60 г.
и бургиньот, южная Германия или Италия, прибл.1570 г.
Бургиньот зачастую описывают как «лёгкий» шлем, что слабо характеризует его и игнорирует огромное разнообразие конструкций одного и того же шлема.
Судя по скудным опубликованным данным, типичный бургиньот XVI века с защитными пластинами-нащечниками, весил от полутора до 2,2 килограммов.
Шлемы без нащечников весили меньше, а бургиньот, полностью закрывавшие лицо – на килограмм-полтора больше. Некоторые закрытые бургиньот начала XVII века весили около 4,5 кг!
Бургиньот обычно изготавливались из одного листа стали, хотя некоторые из них выполнены из двух пластин, соединенных посередине в гребень.
Бургиньот, собранный из двух половин, соединенных в центре низким гребнем, Франция, прибл. 1620 г.
и бургиньот, прибл. 1560 г.
Вне зависимости от конструкции, многим бургиньотам присущи один или несколько гребней, идущих от передней кромки до защиты шеи. Они не только являются декоративным элементом, но служат и практическим целям: укрепляют и защищают чашу шлема.
Встречается немало конических и граненых шлемов без гребня, но бургиньот с одним гребнем доминировал в XVII веке.
Слева направо: бургиньот с высоким гребнем, прибл. 1570 г.
и декорированный бургиньот, 1570/80 г.
Нащечники (если они были на бургиньоте) крепились к чаше шлема шарнирами. Некоторые из них полностью закрывали щеки – наподобие шлемов римских легионеров. Чаще они прикрывали лишь часть щеки и верхнюю часть шеи, крепились к шлему шнурами и скобами, расположенными с наружной или с внутренней стороны нащечников.
У большинства сохранившихся образцов бургиньотов козырек либо вытягивался из того же листа, что и чаша шлема, либо изготавливался отдельно и приклепывался с двух сторон на шлем так, чтобы его можно было повернуть на штифте в вертикальное положение.
Реже встречаются козырьки, выполненные из отдельной пластины, но приклепанные неподвижно. Как бы то ни было, козырек защищал лицо от вертикальных рубящих атак и укрывал глаза от солнца и дождя.
Большинство бургиньотов декорировано: края выполнены в виде валиков и жгутов, нащечники – прорезные. А лучшие образцы украшены гравировкой, накладками, окрашены и полированы.
Некоторые покрывались дорогой материей – по традиции салетов. Излишнее декорирование, которое истончало сталь, превращало ранние бургиньоты в элемент исключительно парадного костюма.
Некоторые дорогие бургиньоты имели дополнительные защитные пластины для лица. Наиболее распространенной была защита подбородка (buffe) – пластина или несколько пластин, защищающих лицо от шеи до глаз. Эта деталь крепилась штифтами или пришнуровывалась к тыльной стороне шлема.
Однако, такой защитой оснащались, скорее всего, лишь дорогие бургиньот, тогда как пехотный шлем не имел никакой дополнительной защиты.
Слева направо: закрытый бургиньот с опускающейся защитой подбородка, прибл.1540 г.
и закрытый бургиньот типа Savoyard, Италия, прибл. 1620 г.
В случае, если к шлему крепилась полная защита лица, его называли «закрытым» бургиньотом. Более поздняя версия закрытого бургиньота широко использовалась в 17 веке тяжелой кавалерией и заслуживает особого описания.
Эта ужасающая деталь с вырезами для глаз, носа и рта настолько напоминала человеческий череп, что в Германии и Австрии так и называлась – голова мертвеца (Totenkopf). Также она известна под менее драматическим названием: шлем Savoyard или Savoy.
Слева направо: бургиньот с бувигером (защита для ключиц, шеи и нижней части лица), Аугсбург, 1541 г.
и закрытый итальянский бургиньот типа Savoyard, прибл. 1625 г.
Слева направо: бургиньот с зарешеченной, оснащенной шипами маской, прибл. 1560 г.и закрытый бургиньот, Германия, середина XVI века
Вывод
Бургиньот, как и другие пехотные шлемы, доспехи и режущее оружие, вышли из употребления в конце XVII века в связи с доминированием огнестрельного оружия на поле боя. К тому времени бургиньот стал настолько специализированным (для саперов и тяжелой кавалерии) и настолько тяжелым (чтобы защитить от пули), что потерял все свои врожденные преимущества.
Слева направо: бургиньот с защитой подбородка
и бургиньот с золотыми накладками, Аугсбург, прибл. 1600 год.
Как писал Эварт Окшотт, поздние «брутальные» бургиньоты, например, «мертвая голова», далеко ушли от элегантных, декорированных форм ранних «героических» шлемов. Они антигероичны, и стали логичным финалом эры, вошедшей в историю благодаря достижениям в искусстве и естественных науках, но также запомнившейся мрачными достижениями в науке и искусстве войны.
Перед вами перевод статьи «Spotlight: The Burgonet» (автор Sean A. Flynt),
который выполнил Артем Смирнов специально для интернет-журнала «Людота».
Оригинал текста вы можете найти на сайте myarmoury.com
В статье две ошибки: »Вскоре этот новый тип шлема побывал на всех европейских полях битв, которые случались в XV веке.» По моему в этой фразе по логике должен быть XVI век поскольку бургиньот был распространен с 16 столетия и только в нем мог побывать »на всех европейских полях битв» . Вторая ошибка : на семнадцатой фотографии слева не бургиньот а обычный рыцарский , арме 16 века. Отличие от бургиньота- отсутствие козырька и гребня.
Доброе утро, Илья. Спасибо за подсказку про столетие, все верно. По поводу того, бургонет это или арме, мнение Шона Флинта, автора статьи, переведенной нами, что это все-таки бургонет. Вот сами почитайте http://www.myarmoury.com/feature_spot_burgonet.php ))
Пишите еще пожалуйста про »бургиньоты». У них есть немало интересных особенностей конструкции . Интересно еще было бы увидеть обзор по »морионам» и по поздним »армэ»
Сделаем. Нам еще про саллеты статью надо написать. Или перевести. Там путаницы будет!)))
PS. Если знаний достаточно, то могу предложить подготовить статью на любую из этих, либо других подобных тем, лично вам.
Знаний то достаточно а вот орфография и пунктуация страдают…
С этим вопрос решаемый))
«Слева направо: закрытый бургиньот, Германия, середина 16 века
и бургиньот с зарешеченной, оснащенной шипами маской, прибл. 1560 г.»
Поменяйте картинки местами
Спасибо, МакГрегор!