История доколумбовой Америки: Блог Дмитрия Беляева
В Музее Метрополитен хранится одна из самых больших коллекций объектов ювелирного искусства древних культур Перу и Боливии. Среди них выделяются очень интересные фигурные сосуды, созданные мастерами культуры Чиму.
Культура Чиму процветала на Северном побережье Перу в IX-XV вв. Она формировалась в долине р. Моче на основе культуры мочика, поздние памятники отождествляются с мощным государством Чимор со столицей в Чан-Чане. Согласно позднейшей традиции, Чимор был основан Такайнамо (Тайканамо) в начале XIII в., который приплыл на бальсовом плоту с севера. Его внук Ньянсенпинко в начале XIV в. завоевал побережье между долинами р. Хекетепеке на севере и р. Санта на юге. В середине XIV в. была подчинена долина р. Касма, около 1360 г. — долина р. Ламбаеке (культура Сикан / Ламбайеке). При Минчанкамане (сер. 15 в.) Чимор протянулся между долинами р. Тумбес на севере и р. Чильон на юге (ок. 1000 км). Согласно раннеколониальным описаниям, Чимор был разделён на провинции во главе с наследственными наместниками. Археологически зафиксированы 4-уровневая иерархия административных центров со строгой планировкой, административными и культовыми зданиями (Фарфан, Манчан, Тукуме и др.), каналы и акведуки в долинах Моче и Чикама.
Около 1470 г. государство было подчинено инками, а после вспыхнувшего позднее восстания автономия Чимора была ликвидирована. Потомки чиморских владык сохранили призрачную власть под контролем инкских наместников, чиморские ювелиры были угнаны в столицу империи Тауантинсуйю Куско, где стали работать на новых хозяев.
Данный сосуд был изготовлен из серебряных листов, обработанных при помощи чеканки, по образцу типичных для перуанских культур сосудов со стремевидным горлом (от тулова идёт дуговидная трубка с выводным цилиндром сверху). Он изображает административное здание – ступенчатую постройку, внутри которой изображена ниша с встроенной скамьей. На скамье, свесив ноги, сидит мужчина в конусовидном головном уборе с серьгами. У его подножия по-турецки сидят еще два мужчины, один из которых тоже в конусообразном головном уборе и с серьгами, а другой – в плате, перевязанном веревкой, с чем-то наподобие котомки за плечами.
На другой стороне сосуда мы видим аналогичную сцену, только мужчина на скамье сидит по-турецки.
По-видимому, перед нами идеально-типическое изображение работы чиморского чиновного аппарата. Чиновник старшего ранга сидит на скамье в нише, отдавая приказания чиновнику младшего ранга. Третий участник сцены, видимо, изображает вспомогательный персонал еще более низкого ранга, доставляющий подати или еще какие-то ресурсы.
Боковые стенки сосуда украшены ступенчатым орнаментом, изображающим морских птиц и какое-то фантастическое морское чудовище в центре. Эти изображения очень похожи на лепные глиняные рельефы, украшавшие стены административных зданий в чиморской столице Чан-Чан.