19.01.2013     18
 

«Хоббит». Средневековое оружие в фильме


Посмотрел главную премьеру сезона — фильм «Хоббит».
Отличная режиссура, спецэффекты.

А еще отличная работа дизайнеров, которые придумывали оружие для главных героев.
Оно потому и кажется настоящим, что в его основе реальное оружие. А вот какое именно, я сейчас и расскажу.

Сразу поясню, что мои выводы основаны на личных наблюдениях. Возможно, вы сможете меня дополнить? 😉

Бильбо

Начнем с главного героя фильма, с хоббита Бильбо Бэггинса.

Он только поначалу мирный. Но чем опаснее путь, тем выше ставки и ему тоже приходится взяться за оружие. По фильму это всего лишь кинжал, но короткому хоббиту он вполне себе полноценный меч.

"Хоббит" - оружие Бильбо "ксифос"

В руках Бильбо древнегреческий меч ксифос (или «зифос», зависит от транскрипции). Правда слегка «отредактированный».

Ксифосом вооружались как афинские воины, так и спартанцы. Судя по тому времени, когда он был в ходу, 300 киноспартанцев должны были сражаться именно ксифосами:

ксифос

Ксифос, датируется IV в. до н.э.
Место находки — Верия, Греция

Ксифос достигал в длину 50-60 см, однако есть версия, будто спартанцы использовали еще более короткие клинки, до 30 сантиметров длиной.

Понятно, что в этом случае оружие превращалось скорее в кинжал, нежели оставалось коротким мечом, но тому были свои причины.

Поскольку главным оружием у греков, было копье, то до ксифоса дело доходило лишь во вторую очередь. К этому времени воины бились уже в тесноте, которая не позволяла им как следует размахнуться. Длинный клинок просто завяз бы в сражавшейся толпе, и потому был совсем неудобен.

Однако форма самого клинка ксифоса еще более древняя. Вот на схеме, под буквами d, е, и f, мечи, которыми сражались три — три с половиной тысячи лет назад.

Мечи бронзового века

Мечи бронзового века и места их находок археологами (рис. Э.Окшотта).
Ранний бронзовый век: а — Крит; b — Ирландия; с — Дания.
Середина бронзового века: d — Англия; e — Италия; f — Микены.
Поздний бронзовый век: g — Великобритания; h — Дания; i — Австрия (Гальштатт)

Гэндальф

В фильме старый колдун сражается мечом, который восходит к оружию позднего Средневековья.

За неимением внятного постера к «Хоббиту», я взял кадр из «Властелина колец». Поскольку реквизит использовали тот же самый, не беда.

меч Гэндальфа

Теперь про сам меч Гэндальфа.

Как и меч Бильбо, его клинок имеет форму лаврового листа, однако это не так сильно бросается в глаза. Я разглядел это лишь на кадре из фильма, уже после кинотеатра.

И все же, по своей сути, меч Гэндальфа — полутораручный меч Позднего Средневековья. Полутораручный — потому что вторая рука помогала наносить удары и ставить блоки.

Вот как это выглядело в реальности:

[youtube]KjX59HMgWyg[/youtube]

В популярной литературе любят называть этот меч «бастард». Звучит красиво, но переводится как «ублюдок» или, если рядом дамы,  «незаконнорожденный».

В длину меч Гэндальфа достигает 121 см., причем на клинок приходится 91 см.

Подробнее о полутораручном мече я расскажу в рамках одной из статей «Истории меча». Это случится совсем скоро, а пока пробежимся по нему весьма кратенько.

Как и всякий меч, полутораручный имеет гарду — эту деталь еще называют перекрестье или крестовина. По одну сторону от нее начинается видимая часть клинка, по другую — рукоять и навершие.

Надо сказать, что при случае гарду полутораручного меча использовали в пешем бою:

Рисунок из учебника Ханса Тальхоффера

Кроме того, ей можно было цеплять противника за ногу, выбивать глаза и делать еще много чудесных вещей.

На всякий случай поясню: это рисунок человека по имени Ханс Тальхоффер.  Он сделал его в Баварии в 1459 году специально для своего учебника фехтования. А поскольку полутораручный меч был современным ему оружием, то перед нами практически фотоинструкция. 😉

Оно явно навеяно вот таким образцом. Не уверен, что показываю вам точную копию конкретного исторического меча, но навершие определенно типичное.

Длинный меч Позднего Средневековья

Красивое, но главное — полезное.

За счет своей длины оно не фиксировало руку бойца между гардой и навершием, как это было на ранних каролингских мечах. Наоборот, оно удлиняло рукоять, становясь ее продолжением.

А длинная рукоять это не только удобство фехтовальщика, но еще и покалеченный противник:

Еще один рисунок из учебника Ханса Тальхоффера

Отличное навершие получил меч Гэндальфа, верно? ))

Торин Дубощит

Теперь меч короля гномов Торина «Оркрист», то есть «Грызущий орков».

Меч короля Торина

Меч явно был вдохновлен двумя образцами. Первый — опять же из античности.

На рисунке ниже воин сжимает копис — это собрат ксифоса, еще один вариант древнегреческого меча. Название его, в переводе на русский, значит «рубить, отсекать». Другое название кописа (более современное и на латыни) — фальката.

Вполне возможно, что именно с этим оружием солдаты Александра Македонского пришли в Индию, и сражаясь там, рубили им хоботы боевых слонов. По крайней мере, такой эпизод описан римским писателем Курцием в романе «Поход Александра Македонского».

Копис

Греческий воин.
Неапольский музей. V в. до н. э

Но меч короля Торина — не калька с кописа. Копис часто снабжали изогнутым обухом, тогда как на мече Торина обух прямой, хоть чертеж с его помощью рисуй.

И тут пора вспомнить средневековый европейский фальшион, меч с расширяющимся клинком. Эдакий гибрид меча и боевого топора.

От меча фальшион взял рукоять, позволявшую фехтовать — боевой топор на такое не способен. Зато у него смещенный центр тяжести, который придает его ударам страшную рубящую силу. Это свойство тоже есть у фальшиона.

Фальшион

Фальшион, который вы видите на фото, весьма интересен своей современной историей.

О нем узнали и заговорили лет десять назад, когда немецкий Общественный музей (Ротенбург) представил его в своей экспозиции.

В 2005 году оказалось, что в одной из частных коллекций есть почти такой же. А затем обнаружился еще один фальшион, тоже очень похожий на музейный.

Когда страсти и ажиотаж немного улеглись, на сцену вышел новый персонаж.

Некий 3d-дизайнер из Шотландии готовил их компьютерные модели для очередной игры про Средние века. И обнаружил их сходство не просто в размерах или пропорциях фальшионов, но даже в изгибе линий. Стопроцентное!

Понятно, что штамповки в то время не было, а при ручной ковке такое «близнячество» невозможно. С тех пор мир любителей холодного оружия раскололся на два  лагеря — одни говорят, что фальшионы подлинные, другие — что это ловкая подделка.

 

Скрамасакс на поясе

Бифур и его скрамасакс

Этого гнома зовут Бифур, и на лбу у него не кудряшка, а застрявший в прочном черепе боевой топор. Но лоб гнома, даже с топором, нас интересует гораздо меньше, чем боевой нож у него на поясе.

Происходит он от оружия древних германцев, а затем и викингов, которое называется «скрамасакс».

Скрамасаксы с территории Франции и Германии

Надо сказать, популярность скрамасаксов у древних франков была такой, что ей могли позавидовать даже мечи.

Отчасти это понятно — хороший меч в те времена стоил слишком дорого, что бы стать оружием, доступным простому воину. Это потом они станут дешевле и доступнее, но до «потом» в те времена оставалось еще несколько веков.

Скрамасаксы 5-6 веков

Скрамасакс обходился не так дорого как меч, потому что на него уходило меньше кузнечной работы и меньше металла.

В длину он был около 40 сантиметров, и его клинок затачивался только с одной стороны. Характер войны, которая сводилась к обыкновенной резне и поножовщине в тесной толпе, вполне соответствовал короткому и относительно дешевому скрамасаксу.

Реконструкция скрамасаксов из Англии, Ирландии, Скандинавии

Реконструкция скрамасаксов, обнаруженных в Англии, Ирландии и (нижние три) Скандинавии.

Ножны скрамасаксов не были деревянными, а сшивались из одного листа кожи, согнутого пополам. Сверху их покрывали фигурными накладками, всевозможными оковками из металла, и крепили к поясу в наклонном положении. Ну прямо как у Бифура.

 

Копье и фошард — два в одном.

Вы наверняка обратили внимание на интересное оружие в руках Бифура: относительно короткое древко и страшный треугольный наконечник.

Бифур и его оружие

О нем тоже хочется пару слов сказать.

Было в Средние века такое оружие — фошард. Проще говоря, меч на древке:

рыцарь с фошардом

Западноевропейский рыцарь с фошардом.13 век.

На что было способно такое оружие нам подскажет Библия, написанная в середине 13-го века для короля Людовика IX. Библейские сюжеты иллюстрированы сценами жизни, привычной художнику. Нарисованы они не просто подробно, а до мелочей.

На ее страницах изображено очень много рыцарских побоищ, на некоторых можно увидеть фошард в действии:

Фошард

Разумеется, так же лихо разрубить железный шлем фошард не мог — но кольчуга, показанная на миниатюре, была ему вполне подвластна.

А поскольку Эпоху крестовых походов иногда называют веком кольчуги, то сомневаться в действенности фошардов не приходится.

Кстати на страницах этой книги, названной, в честь одного из ее обладателей, Библией кардинала Мациевского, есть еще одна примечательная иллюстрация.

Копье, 13 век

Перед нами три копья с разными наконечниками.  Присмотритесь к самому первому копью слева. Форма наконечника поразительно похожа на оружие Бифура.  Ох, неспроста это))).

И еще про копья — вспоминается русская рогатина.
Тоже рубящее копье, причем весьма страшное. Я о нем в свое время целую статью написал, рекомендую к прочтению. Но сперва дочитайте эту )))

Теперь еще один интересный элемент — перекладина на втулке наконечника.

Сразу вспоминаются легендарные крылатые копья викингов, о которых мы говорили в статье «Смотрим фильм «Старое предание».

Со временем викинги канули в лету, а крылатые копья продолжали воевать. 27 июля 1214 года жертвой крылатого копья едва не стал король Франции Филипп-Август.

Это случилось возле городка Бувин во Фландрии, где его врагом была объединенная армия англичан, немцев и фламандцев.

Крылатое копье

Бойцы городского ополчения Средневековой Фландрии 13-го века.
Обратите внимание на крылатые копья в их руках.

В разгар битвы Филипп-Август настолько рьяно бросился в бой, что оказался глубоко в рядах врага. Германские пехотинцы окружили короля, отсекая несколько лучших рыцарей, которые были с ним в тот момент.

Один из пехотинцев зацепился крылатым выступом за кольчужный чепец Филиппа-Августа, и словно багром, стащил его с коня.

К счастью для короля он успел быстро вскочить на ноги и принял бой пешим. Он сражался в одиночку до тех пор, пока к нему не подоспела подмога. Добавлю, что в той битве войска Филиппа-Августа победили.

Дубина Нори

дубина Нори

Здесь достаточно просто.
Среди находок археологов есть такая булава:

Булава Нори

Она датируется I-III столетиями до нашей эры, бронзовым веком. Место находки — Луристан, это одна из областей современного Ирана.

Еще более похожая на оружие Нори булава хранится в замке Гравенштейн, что в бельгийском городе Гент. К сожалению, фото ее очень плохого качества, так что, если у кого найдется нормальное — шлите в комментариях, поставлю в текст.

И еще одно интересное фото — оружие Первой мировой.
Среди кастетов, гранат и ружей целая  коллекция так называемых траншейных дубинок. Некоторые из них поразительно похожи на древнеиранскую и бельгийскую.

А ведь с их помощью солдаты крошили друг друга меньше столетия назад!

Траншейные дубинки

Появились они по необходимости — война выдалась такая, что за каждый клочок земли цеплялись чуть ли не ногтями, и сражаться в окопах врукопашную приходилось постоянно. В тесноте и без того длинная винтовка, да еще с примкнутым штыком становилась обузой — вспомните спартанцев! А вот короткая крепкая дубинка, с шипами, была лучшим вариантом.

Поначалу в них вбивали гвозди, но потом оказалось, что это малоэффективно. Гвозди застревали в противнике и когда тот падал, увлекали дубинку за собой, так что ее хозяин оставался безоружным.

С окончанием Первой мировой траншейные дубинки, также, как и средневековые булавы, стали историей.

Глоин и его боевой топор

Глоин и его топор

Форма топора — необычная. Это понятно. Но в ней легко читаются сразу три вполне средневековых боевых топора.

Один из них, выставленный в музее войска Польского, использовался в 16-м столетии венгерской пехотой. Очень удобное оружие — им можно и колоть и рубить. Вот одна из его современных реплик:

Топор венгерский 16 века

Второй топор, который явно повлиял на дизайнеров оружия, был найден на острове Готланд (современная Швеция). Топор датируется временем викингов — 9-11 веками и славится своей ажурностью — такой он один.

В музеях и частных коллекциях есть топоры с круглым отверстием в железке («железко» это вполне научное слово, обозначает металлическую часть топора), есть с пропилом в виде креста. Но это все декор, оружие остается боевым.

На готландском же топоре боевые качества явно ослаблены в угоду форме:

Топор (Готланд, 9-11 века)

Возможно этот топор служил для исполнения ритуалов или был знаком вождя, вроде скипетра или державы.

И наконец втулка, с помощью которой топор Глоина надевается на древко, напоминает о топорах в форме буквы «Г».  Их особенно много ковали в средневековых Польше и Германии. Длинная втулка плотно одевалась на деревянное древко и предотвращала его раскачивание в топоре.

Боевой топор

Теперь про отверстия в топоре гнома. Это, кстати, тот самый топор, который мы видели во «Властелине колец» в руках сына Глоина — Гимли.

Мне всегда казалось, что отверстия в нем нужны для облегчения веса.  Но в реальности вес уменьшали еще более незамысловатым способом. Чем больше и страшнее топор в профиль, тем он, как правило, тоньше в фас.

 Автора! Автора!

Ну и в самом конце мы изменим развоплощению киноперсонажей.
Гораздо интереснее узнать о тех людях, которые занимались скрещиванием всего описанного, что бы получить все показанное.

Это те же люди, которые создавали оружие для фильма «Властелин колец».

Во-первых, кузнец Питер Лайон, который просеивал весь дизайнерский креатив через жесткое сито максимальной функциональности.

Питер Лайон

«Какой бы ни была придумка дизайнеров, — рассказал он, — какие бы «навороты» не родила их фантазия, я всегда пытаюсь сделать меч максимально достоверным именно в качестве оружия. И главный критерий здесь — пропорции оружия, его детали.

Вместе с Лайоном над реквизитом фильма работал художник Джон Хоу. Он возглавил работу целого отдела, на плечах которого лежало создание художественной концепции фильма.

Стоит упомянуть интересную подробность — Хоу занимается исторической реконструкцией Средневековой Европы, состоит в одном из самых серьезных объединений с мировым именем — «Рота Святого Георгия».

Рота Святого Георгия

«Рота Святого Георгия» в полном составе

Так что фильму повезло: и кузнец и главный дизайнер ставили во главу угла историческую достоверность кинооружия.

Работа велась так. Сперва дизайнеры придумывали эскизы и делали картонные макеты оружия в натуральную величину. Затем передавали их Питеру Лайону, а тот обсуждал их с Хоу и остальной группой. Затем Питер приступал к их изготовлению.

«Все клинки, которые показывали зрителю крупным планом, изготовлялись из рессорной стали, так что будь они заточенными, я бы доверил им свою жизнь, — рассказывал Лайон и добавлял. что оружие специально «старили», дабы оно выглядело естественно. Это вполне соотносится с задумкой режиссера «Хоббита» Питера Джексона:

«У меня была единственная цель: я хотел достоверным и убедительным образом погрузить публику в фантастический мир Средиземья».

С другой стороны, топоры гномов, будь они из железа, были бы неприподъемными даже для Питера Джексона.))
Поэтому их надо было либо уменьшить, доведя до полукилограмма максимум, либо…

Ричард Тейлор

Ричард Тейлор

«Все дело в физических возможностях гномов, — поясняет директор компании «WETA Workshop» Ричард Тейлор.  (WETA выступила в качестве подрядчика по созданию спецэффектов и огромной массы оружия к фильму «Хоббит») — Именно физические возможности гномов позволяли им не только таскать эти железяки, но и весьма умело ими махать».

Ну и в заключение — небольшое видео, отснятое в оружейных мастерских фильма «Хоббит».

[youtube]Q8k-5ZEFhLE[/youtube]

Литература

  • Э. Окшотт «Археология оружия»
  • А. Кирпичников «Древнерусское оружие»
  • Я.И. Зверев «2-я Македонская воина: битва при Киноскефалах»
  • Коллектив авторов «Всадники войны»
  • Библия Мациевского

Использованы материалы сайтов www.topic.lt и citadelblog.ru

Фото

  • Использованы кадры из фильма «Хоббит», а так же сопровождающие премьеру рекламные снимки.
  • kinopoisk.ru
  • www.vikingsword.com
  • www.companie-of-st-george.ch
  • meotis.livejournal.com
  • …и фото из социальной сети «Вконтакте»


Об авторе: Николай Чеботарев

Основатель проекта "Людота"

Подпишитесь на Proshloe
Только лучшие материалы и новости науки
Обсуждение: 18 комментариев
  1. Лист:

    Ого! Вы проделали огромную работу, и получилась отличнейшая, очень интересная статья на тему оружия)) Спасибо огромное! Читала с удовольствием, узнала для себя много нового, интересного) 

    Ответить
    1. Спасибо, Лист! Вот видите — раз так живо откликнулись, значит не зря старался. Рад, что нравится.
      Оставайтесь на волне «Людоты» — впереди еще много интересного. И что-то мне подсказывает что вам следующий текст на сайте тоже понравится.)))

      Ответить
  2. И вам спасибо.
    Предисловие прямо как медом по икре))

    Ответить
  3. Только почему то отсюда ссылка не открывается…  Позволите вас отредактировать?))

    Ответить
    1. Да, вижу, в ссылку влез лишний пробел в конце. Если уберете — будет порядок. 🙂

      Ответить
  4. Никанор Отрепьев:

    А все-таки меня больше всего интересует оружие эльфов — сабли и луки. жалко что не рассказали!

    Ответить
  5. Инна Прохорова:

    Такое интерсное сочетание всех эпох в одном мпече!

    Ответить
  6. Феоктист Феофилактов, сын Сигизмунда:

    Топоры конечно просто потрясные. Топор с зубом! Обязательно напишу об этом у себя в блоге! Спасибо за сайт!

    Ответить
  7. Гимли:

    А такой скрамасакс можно купить в Мурманске? Или хотя бы подскажите, где заказать! Спасибо!

    Ответить
    1. Лучше всего заказывать в интернете ))) Ну вы пошукайте ВКонтакте, мастерских полно

      Ответить
  8. Panzerbrecher:

    Спасибо за интересную статью. А мне меч Гендальфа за счёт длинного центрального дола больше напомнил полуторник высокого средневековья (XIIa). Был ли реальный прототип у двуручного молота ,который носит гном в ушанке?

    Ответить
    1. Интересный вопрос. Пахнет новой статьей)))

      Ответить
  9. Алоха:

    У Бофура что-то среднее между крестьянской мотыгой и оружием под названием \»клевец\», популярным, в том числе, и на Руси вплоть до XVII века. Вообще, в облике этого гнома слишком уж явно прослеживаются восточнославянские мотивы: казацкие усы, ушанка, стёганая одежда. Да и играет он, прямо скажем, на сопилке.

    Ответить
  10. Strider:

    Скажите, пожалуйста, вы давали разрешение на публикацию этого материала в журнале «Фан Сити»? Потому что в их №0 в прошлом году вышла статья, точно копирующая эту. Автор — некто Дарья Родионова.

    Ответить
    1. Нет, не давал разрешения.
      Можете прислать сканы страниц? Их можно приложить к комментарию с помощью кнопки «Обзор».

      Ответить
  11. Warchalka:

    Очень интересно и познавательно — респект автору. Кстати, увидела в статье о классификации оружия практически копию топора Глоина. К сожалению, не нашла там информации, что за топор на фото.

    Ответить
    1. А там кривая классификация. Картинки понадерганы, а откуда — и сам автор точно не знает. Потому что топоры эти к истории отношение будут иметь через 50 лет — по законам РФ через 50 лет любой предмет становится исторической ценностью. А пока так и останутся сувениркой.

      Ответить
  12. Эльдарион Тельконтар:

    Кстати, я тут порассуждал логически и понял, что у топора Глоина (впоследствии топооа Гимли) есть плюс и минус. Плюс: отверстия в железке способствуют меньшему сопротивлению воздуху, что помогает, так сказать, крутить топор с лёгкостью. И минус: кто-нибудь может взяться (или просто зацепиться) за отверстия и отобрать топор, усмехаясь над безоружным.

    Ответить

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Для отправки комментария, поставьте отметку. Таким образом, вы разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных. . Политика конфиденциальности

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.